История

24 марта 1960 года считается днём рождения интерната. 

История школы-интерната ст.Котлас неразрывно связана с историей развития Северной железной дороги. Согласно приказа МПС №42/Ц от 14 июля 1959г. Северная железная дорога объединена с Печерской железной дорогой. К моменту объединения Печерской дороги с Северной на ней были проведены большие капитальные работы по строительству новых участков и переоборудованию старых. Одним из таких участков было здание Управления Печорской железной дороги. 

Наш интернат №1 ОАО «РЖД» нашёл свой дом именно в здании «Управление Печорской железной дороги», которое является ярким памятником архитектуры в Котласе. 

В этом здании до 1959 года находилось управление Печорской железной дороги. Строительство его началось в 1950 году, а закончилось в 1954 году. На строительстве работали заключённые с большими сроками, в большинстве это были политические. Они удивлялись богатому внутреннему убранству и бытовым удобствам. Это было первое в городе здание с канализацией, водопроводом, паровым отоплением. По широким мраморным лестницам простиралась «кремлёвская» дорожка. На стенах копии картин в золочёных рамках. 

История Управления Печорской железной дороги в нашем городе закончилась в 1959 году. Шесть дорог были объединены в единую Северную дорогу. Управление перевели в Ярославль. Но здание оставалось в распоряжении железной дороги. Было принято решение переоборудовать его под интернат. 

Стараниями и убеждением одного из работников Отдела Учебных заведений Печорской железной дороги Мариева Ивана Максимовича коллегия МПС приняла решение о переоборудовании бывшего управления в среднюю школу-интернат. 

Старожил нашей школы (с 15 лет воспитывалась в интернате и осталась педагогом до сего дня) Лилия Константиновна Стрекаловская говорит: «В том, что это великолепное здание стало уютным домом и любимой школой для многих детей, огромная заслуга первого завуча школы И.М. Мариева. Будучи в должности инспектора, зная о переносе управления дороги, он сделал всё возможное, чтобы здание было передано под интернат». Школы-интернаты тогда рассматривались как «школы будущего». В соответствии с этим духом эпохи 3 июля 1959 года состоялось решение Совмина СССР «О ликвидации Печорской железной дороги и о передаче здания под школу». 

Приказом от 15 августа 1959г. Начальником отдела учебных заведений Северной железной дороги директором школы был назначен Яковлев Николай Сергеевич, человек неуемной энергии, педагогического таланта, человек, понимающий и умеющий начинать сначала (впоследствии директор трех школ-новостроек в Северодвинске, заслуженный учитель СССР). 

Приказом от 1 сентября 1959г. Мариев И.М. был назначен заведующим учебной частью школы-интерната №2. А затем последовал приказ начальника Северной железной дороги от 2 сентября 1959 года № 198 «Об открытии школы-интерната на станции Котлас». 

Комплектовался коллектив будущей школы, который тут же работал в здании на ремонтных работах. Следующий приказ гласит: «В связи с началом работ по переоборудованию здания под школу-интернат….. передать в распоряжение дистанции зданий и сооружений Сольвычегодского отделения дороги временно на период переоборудования и ремонта здание школы в качестве разнорабочих часть технического персонала». 

Переоборудование здания под школу-интернат началось 6 октяб­ря 1959 года и закончилось 8 марта 1960 года. На переоборудование израсходовали 420 тысяч рублей. К моменту приёма учащихся школа имела 13 классных комнат, кабинеты физики, химии, биологии, два методических кабинета, швейную, слесарную и столярную мастерские, пионерскую комнату, библиотеку и читальный зал. Столовую расширили до 250 посадочных мест. Был оборудован небольшой спортивный зал и 57 спальных комнат, прачечная, гостиная, актовый зал на 400 мест. К моменту приёма учащихся школа приобрела на 1900 тысяч рублей учебных и наглядных пособий, учебного, бытового и хозяйственного оборудования, а также одежды и обуви. Кроме того, бывшее управление дороги передало школе безвозмездно мебели и инвентаря на 500 тысяч рублей. Для юных спортсменов было приобретено 120 пар лыж, туристическое снаряжение. 

В начале 1960г. приступили к набору воспитанников, а в начале февраля того же года начались занятия уже по II полугодию учебного плана. Полноценно школа начала работать с 1 апреля 1960г. (с IV четверти). 

Комплектация воспитанников шла в основном через ОУЗ. Дети прибывали с переездов, полустанков, маленьких станций, где не было школ вообще или начальные малокомплектные школы. Охват станций был впечатляющим (от станции Лабытнанги, Воркуты, Хановей, Микунь, Урдома… до Ярославля, Вологды, Данилова, Коноши, в Архангельском направлении – Мудьюга, Няндома, Тундра и т.д.). Воспитанники прибывали по разным причинам и не только дети ж/д – были дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, детских домов, даже после освобождения из колонии для несовершеннолетних. 

Дети полностью после санитарной обработки (были оборудованы хорошие душевые, прачечная, сушилка и т.д.) переодевались в новую интернатскую одежду от нижнего белья до школьной формы, получали домашнюю, спортивную, рабочую одежду. 

Воспитанники попадали в школу как во дворец, и для многих детей это и был дворец, ибо такого убранства, чистоты и даже роскоши многие даже не могли представить. Весь мягкий инвентарь, мебель согласно приказу по созданию комиссии по передаче и переоценке принятого имущества от Управления бывшей Печерской железной дороги от 28 октября 1959г. становились собственностью школы. Начищенный паркет, ковровые дорожки, на стенах учебного и спальных этажей репродукции с картин в богатых рамках – все это приводило воспитанников в восторг и восхищение. 

С марта 1960г. школа ведет свое исчисление, 24 марта стал днем рождения нашей школы. 

Негосударственная общеобразовательная школа-интернат №1 ОАО «РЖД». Такое название она получила в августе 2004 года. Частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №1 ОАО «РЖД». Такое название она получила совсем недавно, 29 мая 2015 года. А свое привычное название - школа-интернат №2 на станции Котлас - она носила с марта 1960 года. Начало ее работы организовали первые директор Николай Сер­геевич Яковлев, заведующий учебно-воспитательной частью Иван Максимович Мариев, старший воспитатель Вера Ивановна Самар и председатель месткома Клавдия Григорьевна Гордеева. 

В тяжелые 90-е школа выжила благодаря упорству и борьбе, ибо и городская, и областная администрация видели в нашем здании, то филиал одного из Архангельских вузов, то даже здание администрации города. Были времена, что учителя и воспитатели собирали деньги на покупку хлеба и крупы, чтобы накормить детей. 

Желание сохранить школу, судьба её воспитанников заставили коллектив во главе с директором Низовцевой Т.И. направить письмо в МПС, и был подготовлен и направлен хорошо аргументированный депутатский запрос народного депутата Ерошина Е.Ф. в коллегию МПС. 

Почти за полувековую историю жизни школы-интерната из стен нашей школы вышло 2038 воспитанников основной школы и 1034 учащихся средней полной школы, всего воспитанниками были 3072 выпускника. За эти годы десятки детей были спасены от невежества и бродяжничества, сотни воспитанников обрели в этих стенах не только кров и возможность получить образование, но состоялись как полноценные граждане своей страны, найдя свое место в различных сферах деятельности своего Отечества. 

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.